Аниме, как самостоятельное
направление в мультипликации возникло в 1958 году и было официально признано
как искусство в конце XX-го века. История аниме корнями уходит к началу XX-го
столетия, когда японцы стали проявлять заметный интерес к иностранным техникам
создания анимационных фильмов.
Несмотря на то, что эксперименты с
анимацией проводились в Японии и до этого, первым заметным творением, относимым
к аниме, стал показ «Tale of the White Serpent», мультфильма студии «Toei».
Первый аниме-сериал выпустила студия «Otogi», представляющий собой чёрно-белые
исторические мультфильмы. В 1963-м Осаму Тэдзуки, прозванный «Богом манги»,
основал студию «Mushi Productions» и выпустил свой первый аниме-сериал «Tetsuwan
Atom». Это стало началом бума аниме.
В течение 1970-x аниме активно
изменялось, разрывая связи со своими иностранными прародителями и рождая новые
жанры, такие, как меха. Появлялись такие произведения, например, как «Lupin III»
или «Mazinger Z». Многие известные режиссёры, в частности Хаяо Миядзаки и Мамору
Осии, начинали свою карьеру в эти годы.
К 1980-м аниме и манга широко
распространились в Японии, и переживали свой так называемый «Золотой век». Были
выпущены первые сериалы из цикла «Gundam», начала свой путь к вершине Румико
Такахаси. В 1988 году полнометражный фильм «Akira» установил в 1988-м рекорд бюджета
аниме-фильма и создал совершенно новый стиль анимации.
1990-е и 2000-е годы стали
временем широкого признания аниме за пределами Японии. «Akira» и вышедший в 1995
году «Ghost in the Shell», впервые объединивший традиционную анимацию и
компьютерную графику, получили известность по всему миру. В 1997 году
полнометражный аниме-фильм «Принцесса Мононоке» собрал 160 миллионов
американских долларов в Японии.
Многократно возросло число как
поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю. В то же
время в Японии продолжали совершенствоваться технологии создания и отрисовки
аниме: студии переходили на компьютерную графику, активно применяя трёхмерную
анимацию. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская
анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьёзные и забавные,
эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых
произведения.